117624, город Москва, Скобелевская улица, дом 25, эт 1 пом | ком 1-8
Список услуг

Оценка управления профессиональными рисками

ГК ТехноПроф осуществляет весь перечень работ для заказчика по профессиональным рискам.

В рамках кардинального обновления нормативной базы, регламентирующей вопросы, касающиеся охраны труда, резко возрастает ответственность работодателя по их решению на производстве. В данном направлении его деятельность неразрывно связана с надлежащим качеством оценки профессиональных рисков (ПР), грамотным их управлением и организацией.

 

Что такое оценка ПР и управление ими

Статьями 209, 219 ТК ТФ введены определения базовых понятий данного процесса. Определением «профессиональный риск» (ПР) документ обозначает вероятность того, что здоровью работника, во время выполнения им функциональных обязанностей, может быть нанесён вред за счёт воздействия опасных факторов производственного характера.

Такой показатель, как уровень ПР, указывает на вероятность потери здоровья (его временного расстройства), либо наступления летального исхода из-за влияния негативных факторов, формирующихся во время трудового процесса на производстве.

Он напрямую увязан с выполнением сотрудником обязанностей, определённых трудовым договором.

Оценка профессиональных рисков (охраны труда) регламентируется пакетом существующих нормативов, входящих в ССБТ. В частности, нормативом 12.0.230.5-2018, устанавливающим базовые методы оценки имеющихся рисков, влияющих на безопасность проведения работ.

Согласно его положениям, проведение оценки профессиональных рисков является процессом структурированным, при реализации которого определяется вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций, приводящих к возникновению негативного воздействий данных опасностей на здоровье работника. Оценивается значимость последствий этого.

Процессом управления профессиональными рисками именуется комплекс взаимосвязанных действий, объединяющий меры, направленные на выявление последних, их оценку, минимизацию негативного влияния на здоровье сотрудников (ст. 209 ТК РФ).

Оценка управления профессиональными рисками

Обязанности работодателя

В правовом поле, которым работодатель обязан руководствоваться при организации оценки и управления профессиональными рисками, существует некий вакуум.

С одной стороны, ряд действующих законодательных актов устанавливает права сотрудника:

  • на получение объективной информации (ст. 219 ТК РФ) по вопросам, касающимся вреда здоровью, комплексу мер, направленных на предотвращение подобного развития событий;
  • на труд (ст.37 Конституции России) в условиях, гарантирующих охрану труда;
  • отказаться от выполнения обязанностей, прописанных в Трудовом договоре, если это угрожает жизни, здоровью (там же).

Минтруд России своим приказом № 438н, изданным 19.08.16, обязывает работодателя, организующего управление профессиональными рисками на предприятии, руководствоваться требованиями «Типового положения». Этим документом определено право исполнителя на вариативность реализации установленных им норм. Но при соблюдении требований, касающихся охраны труда (смотри письмо № 15-1/10/В-8028 Минтруда РФ, датированное 31.10.16)

Пункты 33-35 настоящего положения предписывают работодателю, при выстраивании деятельности, связанной с управлением профессиональными рисками в области охраны труда, определять алгоритм реализации таких мероприятий, как:

  • выявление существующих опасностей, потенциальных, фактических;
  • оценка уровней профессиональных рисков;
  • уменьшение уровней последних.

Из этого следует, что управление ПР, является одним из основополагающих факторов СУОТ.

Ст. 209 ТК РФ установлено, что порядок оценки проф. рисков по охране труда устанавливается уполномоченными государственными органами. Но, до настоящего времени, Минтруд его не установил.

Поэтому основополагающим посылом для работодателя становится п.б ст.33 упомянутого выше «Типового положения». Им определено, что порядок практического выполнения оценки профессиональных рисков на предприятии работодатель устанавливает самостоятельно.

Тезисно, основные обязанности работодателя можно сформулировать следующим образом.

  1. Избранная работодателем политика по управлению ПР, должна быть неотъемлемой частью политики охраны труда.
  2. Он обязан, в части формирования политики управления:
    • установить цели;
    • разработать необходимые программы, внедрить их и поддерживать в актуальном состоянии..

3. В части планирования внедрения работодатель обязан:

      • назначить сотрудника компании, на которого возлагается управление ПР;
      • назначить ответственного за выполнение специальной оценки профессиональных рисков и идентификации опасностей;
      • ответственного за внутренний аудит;
      • установить обязанности для каждого из них;
      • создать орган управления, на который возлагается анализ работы системы и оперативная выработка нужных управленческих решений.

4. Для организации работ по внедрению рассматриваемой системы работодатель обязан обеспечить стабильное функционирование всех нужных процедур управления профессиональными рисками.

5. В рамках контроля работы системы работодатель обязан организовать мониторинг, внутренний аудит.

Оценка управления профессиональными рисками

Методы оценки различных рисков

В связи с тем, что типовая методика проведения оценки профессиональных рисков в организации до сих пор не принята, работодатель обязан самостоятельно выбирать нужные методы, руководствуясь действующей нормативной и законодательной базой. Можно рекомендовать следующие документы:

  • норматив ИСО/МЭК 31010-2011. Настоящим ГОСТ Р установлено более 35 возможных методов оценки потенциальных рисков;
  • блока российских и международных документов.

Речь, в данном случае, идёт о следующем пакете.

  1. 1. Конвенция МОТ № 187, ратифицированная Россией 04.1010 (закон 265-ФЗ). П.6 рекомендаций этого документа рекомендует пользоваться, в рассматриваемом случае, положениями «Руководства» ILO-OSH
  2. 2. Российский норматив 12.0.230-2007.

Настоящий ГОСТ адаптирует данное руководство к требованиям отечественного законодательства. Им предлагаются матричные методы выполнения оценки.

  • Приказ № 144, изданный ФСЭТАН 11.04.16;
  • руководство, введённое в действие 01.11.03, Р 2.2.1766-03;
  • комплект нормативов, содержащих узкоспециальные методики, адаптированные под конкретную отрасль промышленности.

Пример. Норматив 12.0.011-2017 (для ж/д транспорта).

  1. При выборе необходимых методов следует руководствоваться спецификой конкретного производства.

За основу можно взять, упоминавшуюся выше, СОУТ. Однако, работодатель обязан представлять разницу в подходах при оценке ПР по сравнению с условиями труда согласно СОУТ:

  • в рамках последней выполняется оценка конкретного места работы (при этом аналогичные рабочие места разрешается не рассматривать) по ограниченному набору заданных фактов.

Оценка профессиональных рисков для работников охватывает всю их деятельность, с учётом определения потенциальных опасностей, которым он может подвергаться.

  • СОУТ оценивает исключительно влияние опасных (вредных) факторов производственного характера (ВОПФ).

Оценка ПР предусматривает анализ тяжести и вероятности вероятного ущерба здоровью работника и его безопасности.

  • Заключение, выполняемое в рамках СОУТ, формируется с учётом конкретных измеренных показателей.

При оценке ПР, последнюю организуют, исходя изо всего существующего комплекса воздействий (плюс ВОПФ), вероятности обрушений, ошибочных действий сотрудника, воздействия внешних факторов.

Поскольку ТР РФ упоминает конкретного работника, необходимо оценивать профессиональные риски, являющиеся индивидуальными. Следовательно, в отличие от СОУТ, при оценке ПР запрещено исключать рабочие места, аналогичные проверенному. Проверка должна быть сплошной.

Оценка управления профессиональными рисками

Алгоритм процедуры оценки рисков

Работа организуется в несколько этапов

  1. 1. Подготовительный

В организации приказом назначается комиссия (в небольшой компании, группа), в состав которой включаются профильные штатные специалисты компании. На неё возлагается обязанность выполнения процедур оценки и выявления рисков.

В зависимости от размеров и сложности объекта, оценку можно выполнять в несколько этапов.

Разрешено разделять эту работу по конкретным цехам, подразделениям, иным объектам.

Существуют косвенные и прямые методы. Работодатель выбирает нужный самостоятельно.

В процессе оценки ПР требуется получить ответы на несколько базовых вопросов:

  • что конкретно может произойти;
  • вероятность возникновения опасного события;
  • возможные последствия, степень тяжести каждого.

 

2. Этап выявления опасных и потенциально опасных ситуаций

От того, насколько полно и правильно определены опасности, зависит степень достоверности оценки ПР.

Этот этап предусматривает:

  • изучение работы имеющейся СУОТ, включая организацию каждого рабочего места;
  • содержание объектов;
  • соблюдение заданных режимов безопасности;
  • полноту и своевременность обучения сотрудников безопасным способам (методам) работ.

Кроме этого рассматривается ещё целый комплекс вопросов, прямо или опосредованно касающихся вопросов безопасности.

3. Определение перечня мероприятий, позволяющих снизить уровни существующих профессиональных рисков

Оцениваются вероятные последствия установленных опасных ситуаций (с рассмотрением всей цепочки работ).

Оценивается уровень проблемы, определяется срочность и последовательность реализации необходимых мероприятий, позволяющих устранить опасность, либо минимизировать её последствия.

4. Уменьшение профессиональных рисков

Это достигается реализацией комплекса мероприятий, направленных на устранение опасностей.

Рекомендуется, для оценки и выявления рисков, привлекать специалистов сторонней профильной организации, специализирующейся на вопросах охраны труда, выполнении аудитов. Это позволит выполнить непредвзятую оценку сложившегося положения дел, объективно оценить все имеющиеся риски.

 

Как работать с полученными результатами, какие документы требуется завести и утвердить в компании по итогам выполнения оценки ПР

В связи с отсутствием соответствующего норматива, регламентирующего данные вопросы, представители Государственной инспекции, чаще всего, руководствуются при проверках положениями приказа №77, который Роструд издал 21.03.19.

Следовательно, вполне логичным будет решение о наличии в организации следующих документов:

  • «Реестр опасностей», составленный для всей компании в целом;
  • «Реестр проф. рисков» — документ может быть сформирован по результатам просчётов тяжести последствий, которые могут иметь место при возникновении конкретной опасности, и вероятности их возникновения;
  • Опираясь на второй документ, можно подготовить «Карту рисков», по каждому из существующих рабочих мест.

Наличие иных документов, действующими законодательными и нормативными актами, не регламентируется. Они создаются с учётом оценки тех рисков, которые присущи именно вашим рабочим местам.

 

Клиенты
Отзывы