В рамках кардинального обновления нормативной базы, регламентирующей вопросы, касающиеся охраны труда, резко возрастает ответственность работодателя по их решению на производстве. В данном направлении его деятельность неразрывно связана с надлежащим качеством оценки профессиональных рисков (ПР), грамотным их управлением и организацией.
Статьями 209, 219 ТК ТФ введены определения базовых понятий данного процесса. Определением «профессиональный риск» (ПР) документ обозначает вероятность того, что здоровью работника, во время выполнения им функциональных обязанностей, может быть нанесён вред за счёт воздействия опасных факторов производственного характера.
Такой показатель, как уровень ПР, указывает на вероятность потери здоровья (его временного расстройства), либо наступления летального исхода из-за влияния негативных факторов, формирующихся во время трудового процесса на производстве.
Он напрямую увязан с выполнением сотрудником обязанностей, определённых трудовым договором.
Оценка профессиональных рисков (охраны труда) регламентируется пакетом существующих нормативов, входящих в ССБТ. В частности, нормативом 12.0.230.5-2018, устанавливающим базовые методы оценки имеющихся рисков, влияющих на безопасность проведения работ.
Согласно его положениям, проведение оценки профессиональных рисков является процессом структурированным, при реализации которого определяется вероятность возникновения неблагоприятных ситуаций, приводящих к возникновению негативного воздействий данных опасностей на здоровье работника. Оценивается значимость последствий этого.
Процессом управления профессиональными рисками именуется комплекс взаимосвязанных действий, объединяющий меры, направленные на выявление последних, их оценку, минимизацию негативного влияния на здоровье сотрудников (ст. 209 ТК РФ).
Управление профессиональными рисками – необходимая для любого работодателя процедура, которая не только поможет избежать штрафов, но и существенно снизит травматизм на рабочих местах. Идеальный показатель для любого предприятия – 0% травматизма – можно приблизить, если ввести грамотно построенную систему управления профессиональными рисками
Просто ли внедрить качественную систему управления рисками? Сложность может возникнуть в том, что закон требует внедрения системы, но не указывает требования к ней – придется самостоятельно составлять шаблоны и обосновывать их верность при каждой проверке. Создать такую систему можно как самостоятельно, так и с помощью профессионалов из ГК «ТехноПроф».
Профессиональными рисками называют любые вероятности травмироваться или заболеть на рабочем месте. Например, парикмахер может порезаться, а офисный сотрудник – получить удар током. Нет четких нормативов или перечня профессиональных рисков, закон лишь требует обеспечить безопасное рабочее место и условия работы.
Целый ряд нормативно-правовых актов касается обеспечения безопасной работы. Об этом упоминают статьи Трудового Кодекса, стандарт ISO 45001:2018, приказы Министерства труда и целый ряд ГОСТов. Требования всех документов важно учесть при составлении программы.
Но составление документов – лишь часть работы.
Практическая реализация управления рисками выглядит следующим образом:
Только такая, зацикленная система, может гарантировать безопасную работу сотрудников. Для ее эффективного функционирования назначается комиссия, утверждается методики оценок указанного перечня мест. Комиссия составляет перечень опасных факторов, разрабатывает мероприятия по их устранению и профилактики, потом оформляет результаты документально. Мероприятия по снижению рисков должны быть оформлены в виде приказа и выполняться с рассчитанной периодичностью.
Важно своевременно проводить оценку профессиональных рисков, это поможет не допустить ухудшения рабочей обстановки, а также более продуктивное общение с трудовой инспекцией. Крупные организации в своих документах прописывают ежегодную оценку и мероприятия по снижению рисков. Но указывать какую-либо периодичность или нет – право работодателя.
Закон требует проведение оценки рисков в случае аварий, травм, возникновения профессиональных заболеваний, а также при изменении технологических процессов или внедрении новых. Обязательно должны быть проведены мероприятия по ликвидации факторов, которые привели к инциденту. Важно тщательно исследовать рабочее место и найти другие факторы, которые могут привести к авариям или травмам.
Для продуктивного общения с трудовой инспекцией и прохождения всех проверок, важно правильно документально оформить все результаты. В случае отсутствия каких-либо отчетов, таблиц рисков и других документов по управлению рисками будет административная ответственность. Как правило, это штраф на юридическое лицо, суммой до 80 000 рублей. Так как нет четких требований к оформлению и содержанию бумаг, то ответственному лицу нужно доказать проверяющему, что документ соответствует всем указанным требованиям.
Чтобы минимизировать риски штрафов и вероятность производственных травм и аварий – а значит повысить продуктивность предприятия – обратитесь к специалистам с многолетним стажем в области системы управления профессиональными рисками. ГК «ТехноПроф» даст полное юридическое сопровождение внедрения системы, наши специалисты не только подготовят подходящие проверкам документы, но и сами проведут оценку рисков и предложат мероприятия по повышению безопасности рабочих мест.
Для входа в личный кабинет пройдите по ссылке, введите логин и пароль из письма.
Просим вас просмотреть короткое видео по работе с платформой
Скоро мы Вам перезвоним.